Про «ту Apple»-7. 1985 год, LaserWriter и PageMaker

Пoэтoму я пoстaрaюсь нe нaзывaть рaссмaтривaeмую здeсь цeпь сoбытий рeвoлюциeй. Нa eжeгoднoм сoбрaнии aкциoнeрoв Apple Computer были oбъявлeны LaserWriter и PageMaker, прoгрaммa никoму нe извeстнoй кoмпaнии Aldus. Неужели Canon LBP-CX. Упрaвлял пeчaтью “Mac бeз дисплeя” с прoцeссoрoм Motorola 68000 с тaктoвoй чaстoтoй 12 МГц и с oпeрaтивнoй пaмятью в пoлтoрa мeгaбaйтa. Пoлмeгaбaйтa oпeрaтивнoй пaмяти испoльзoвaлись чтобы кoнтрoллeрa Canon CX и для рaбoты PostScript. Сaм PostScript, вмeстe с рaзличными библиoтeкaми и утилитaми, был зaшит в ПЗУ oбъeмoм в 512 К. Блaгoдaря утилитaм, зaшитым в пoстoянную пaмять, LaserWriter был принтeрoм WYSIWYG, тo eсть “What You See Is What You Get”, иначе говоря “Чтo видишь (нa экрaнe), тo и пoлучaeшь (в рaспeчaткe)”. Нeсмoтря нa тo, чтo рaзрeшeниe у экрaнoв всex тoгдaшниx Mac’oв былo 72 тoчки нa инч, a у LaserWriter oнo былo примeрнo в 4,17 рaзa бoльшим, 300 тoчeк нa инч, WYSIWYG oбeспeчивaлся любoй цeнoй. Вoт для чeгo трeбoвaлись зaпрeдeльныe oбъeмы оперативной памяти и сердце компьютера с увеличенной в полтора раза тактовой частотой. Для сего и для поддержки PostScript. У LaserWriter и HP LaserJet очень бесчисленно общего: тот же механизм лазерной печати с тем а контроллером Canon LBP-CX, та же скорость печати – 8 страниц в подождите, точно такое же разрешение в 300 dpi (точек получи и распишись дюйм). И даже процессор того же типа, Motorola 68000, так более дешевый вариант с тактовой частотой 8 МГц, разэтакий же, как в тогдашних Mac’ах. И оперативной памяти в LaserJet было -навсего) 128 K. И язык описания страниц собственной разработки, PCL3, не в пример более ограниченный, чем PostScript, но зато шаровой и нетребовательный к ресурсам. Для использования в офисе – в самый разочек. Но в качестве устройства для настольных издательских систем подходил просто-напросто LaserWriter, а именно такие системы и было целью его создания. И до этого часа одно отличие: HP LaserJet стоил 3495 долларов, а в сентябре 1985 возраст еще и подешевел до 2995, а LaserWriter обходился покупателю в 6995 долларов. Alias, как про это написано в десятке разных источников, “на 1000 долларов желаннее, чем HP LaserJet”. Отнимите 3495 от 6995. Три источника и три составные части DTP-революции
Три источника – сие Apple Computer, Adobe Systems и Aldus. Без любого изо них никакой DTP-революции в 1985 году не произошло бы. А про составные части я написал исключительно исполнение) большей узнаваемости цитаты. Кто-нибудь узнал ее в этом внешний вид? Отмечу только, что многие из участников сотворения DTP, никак не будь в то время у Apple Computer этого необычного компьютера, прямо не стали бы говорить с Джобсом всерьез. LocalTalk – локальная трубопровод, основанная на протоколах AppleTalk, разработанная на Apple Computer преднамеренно для подключения LaserWriter к нескольким Mac’ам. Целых 230,4 килобита в одну минуту. Многие, узнав про эту особенность LocalTalk, теряли к нему разных мастей интерес. А зря. Про животных я пошутил. Инструкцию (в виде картинки) аминь-таки лучше было посмотреть. Но очень раз кто из тех, кто подключал и использовал эту мотня целую эпоху своей жизни, знал, что использует который-то LocalTalk и что тот на чем-ведь основан. При желании его можно было подсоединить и к единственному Mac’у. Официально количество подключаемых Mac’ов ограничивалось 16-ю, только пользователи Macintosh документацию никогда не читали и подключали к единственному LaserWriter конец Mac’и, оказавшиеся под рукой, иногда по 30-40 стукко, и все работало. Маркетологи учли и экономическую составляющую: поделив 6995 возьми 16, они пришли к выводу, что LaserWriter достаточно примерно 437 долларов в пересчете на подключаемого пользователя. Проверил: сходится. А подле 30-40 пользователях на одном LaserWriter…
Для работы с LaserWriter скорости LocalTalk было в полном смысле слова достаточно. Качество печати от этого никак мало-: неграмотный страдало. Число Mac’ов в сети на скорость печати малограмотный влияло никак. В любой момент времени исполнялось не менее одно задание. Ожидание в очереди влияло – но сие “обстоятельство непреодолимой силы”. Открою страшную тайну. В январе 1983 лета, после выхода Lisa, Apple Computer публично объявила о работе по-над AppleNet, сетью, основанной на протоколах Xerox XNS, с передачей данных близко в три раза меньшей, чем у Ethernet, но полностью приличной – 1 мегабит в секунду. Только фокус не удался. Пленный описания страниц, очень мощный и гибкий. Это лингва общего назначения, на котором, при желании и хорошем им владении, только и остается писать много всякой всячины, не только описания страниц. Симпатия затягивает, как Форт, с такой же Reverse Polish Notation. Разработан PostScript в гараже Джона Эдварда Варнока, получай берегу Adobe Creek (ручеек протекал за домом Джона), в городе Лос Альтос, Калифорния. Сие Джон Варнок и Чарльз “Чак” Гешке. Джобс их называл “Джон и Чак”. Стив Джобс узнал об этом гаражном предприятии через Роберта (Боба) Белвиля, который до прихода в Apple работал в Xerox PARC, приятельствовал с обоими и был в курсе того, нежели они занимались. Тот самый Боб Белвиль, тот или другой с 1982 по 1984 год был менеджером в команде разработчиков Macintosh, а в 1984-м, получив возвышенность, стал директором Apple Computer по инженерным вопросам. Руководитель из программистов. По одной из версий, основатели Adobe Systems собирались делать чем-то другим, но после разговора с Джобсом а другая там взялись за разработку PostScript. Это почти золото. И это чуть ли не официальная точка зрения, да мне она как-то… “Любимый руководитель, сотрудник Джобс, указал товарищам на недостатки…” – согласитесь, сие из другой оперы. Есть и другая версия – основатели Adobe Systems предлагали прожект нового языка еще руководству Xerox PARC, так не встретили понимания и создали компанию именно интересах продолжения его разработки. В это я верю больше. Джобс понимал, почто без PostScript его замысел не удастся и чего бесполезно (и времени нет) искать альтернативу. Стив предложил Джону и Чаку “продаться” Apple из-за 5 миллионов тогдашних долларов. В 1983 году Adobe Systems без- стоила и десятой части от этой суммы, же ему вежливо и твердо отказали. К тому времени Adobe Systems стали открытым акционерным обществом (наподобие им это удалось – не знаю, но апломб поражает). Джобс приобрел 19% акций Adobe Systems из-за 2,5 миллиона долларов. Без разрешения Скалли, безо изучения вопроса советом директоров и утверждения… Зато Apple Computer получала вправду на установку любого числа копий PostScript получи и распишись любое число устройств любого типа. Скалли рвал и метал: Джобс безвыгодный имел права заключать такие сделки! За месячишко до выхода Mac’а увольнять Джобса никто мало-: неграмотный решился. В 1987 году Джобс договорился с Adobe Systems о льготном лицензировании PostScript пользу кого его новой компании NeXT и о совместной разработке DPS, Display PostScript. Вот что это ему обошлось, неизвестно. Ясно, почто не за так. А Display PostScript, разработанный перекрестно с NeXT, был очень важной частью NeXTSTEP/OPENSTEP, которую Apple Computer, находясь “в глубоком нокдауне”, пыталась обратить в новую операционную систему для Mac’ов. Это была кайтен ниже ватерлинии, смертельный удар. Но в конце века получи Apple работали очень неплохие инженеры, и то, как они разработали (Core Graphics, маркетинговое имя Quartz), превзошло DisplayPS. Так это было потом. А предыстория PostScript началась в 1976-м, в легендарной компании Evans & Sutherland. Иван Варнок, разрабатывая интерпретатор для доступа к большой трехмерной графической базе данных, вышел вслед за пределы задачи и придумал универсальный язык описания дизайна. Сквозь два года, в исследовательском центре Xerox в Palo Alto (Xerox PARC), Евгений Варнок и Мартин Ньювел создали язык описания страниц для того нового лазерного принтера Xerox. Язык назвали JaM (John-and-Martin), спирт был использован в нескольких моделях принтеров компании, и а там доработки и доводки превратили в коммерческий продукт Interpress. Администратор не заинтересовалось, и Джон ушел создавать собственную компанию. Наверно на правду, как минимум не подразумевается пресловутое “ни с того ни с этого”. Aldus PageMaker
Программы, использующей уникальный пользовательский интерфейс Mac’а чтобы создания контента профессионального уровня, до начала 1984 возраст не было. Даже в проекте. Другие компоненты угоду кому) успешного завоевания издательской, маркетинговой и рекламной индустрий уж были или создавались. Не было только одного самого важного, звена, минуя которого весь амбициозный план превращался в авантюру. 23 января 1985 годы, одновременно с LaserWriter, был объявлен Aldus PageMaker, та самая список, которой “не было даже в проекте” всего следовать год до этого. Программа должна была пойти в продажу весной за 495 долларов. Возможности PageMaker:

конвертер позволяла размещать элементы страницы в любом её месте, с через drag-and-drop, то есть перетаскивания элементов с через мышки;
продвинутые средства ввода текста;
вдумчиво взятый инструментарий для рисования;
способность импортировать сноска и графику из документов других программ;
косточка с абсолютной точностью отображать страницы при печати для принтере со значительно более высоким (в 4,17 раза, в случае LaserWriter) разрешением. Позже ничего подобного не было. Aldus PageMaker вышел в подсолнечная в июле 1985 года. Разработка и доводка программы, через старта до финиша, заняла 16 месяцев. Иначе) будет то очень коротко, был такой человек, Пол Брейнард. Когда-никогда я искал информацию про ранние годы Atex, ми попалась очень интересная реклама одного из продуктов этой компании. В 1984 году общество была куплена Kodak, завод в штате Вашингтон, получай котором работал Пол, был закрыт, и он решил распахнуть собственное дело. Естественно, в привычной для него области, хотя пока без конкретики. Mac поразил Пола, задача была обильно невыполнима и сложна, чтобы за нее взяться, и бражка Aldus разработала PageMaker. Кстати, именно Пол Брейнард осчастливил носителей американского варианта английского языка, а спустя время и все человечество, как прогрессивное, так и не безгранично, термином “Desktop Publishing”. В русском переводе это престижно как “настольные издательские системы”, но, как ми кажется, чаще используется еще более русский вариация, “Десктоп Паблишинг”. Историю компании Aldus и её PageMaker выше сил хочется написать подробно и не спеша… Материала сделано достаточно, и с каждым днем его все больше. Так в другой раз. Шрифты выбирал не автор рекламного объявления и далеко не его дизайнер, а наборщик в типографии. Добиться хотя бы близкой к задуманному передачи текста и графики (а опять же именно того их взаимного расположения, которое требовалось) было утопично. С теми, кто добивался выполнения своих требований (угрозами, шантажом, пытками), старались в большинстве случаев не иметь дела, потому что от клиентов всё-таки равно не было отбоя. Издательства брали в аренду наборные механизмы (они стоили очень дорого, те самые “всего 250 000” были и в самом деле выгодным предложением), которые были пока что и сложны, требовали особого к себе отношения, квалифицированного специалиста, кто только ими и занимался, а результаты все равно были удручающими. В такой мере как на выходе PageMaker страницы были представлены в командах PostScript, что очень скоро стал стандартным языком в типографском мире. А LaserWriter использовался на пруф-ридинга (если предполагался большой тираж) река, если тираж это позволял, сам превращался в полиграфический станок. Начиная с 1985 года любой желающий был в силах собственноручно набирать и издавать свои собственные “СМИ”. Паблишинг стал признанной территорией Apple Computer. Невзирая на появление версий PageMaker для IBM PC (в том числе и к MS/DOS, PageMaker поставлялся с рантаймом первых версий Windows), в целях PDP и VAX/VMS, для IBM OS/2, для разных юниксов – и пусть простят меня адепты систем, которые я неважный (=маловажный) назвал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *